Тактильные игры

Тактильные игры очень важны для развития дошкольников. Наверняка, для вас не будет открытием, что тактильные игры помогают не только сенсорному развитию ребёнка. Тактильные игры с дошкольниками – прямой путь к развитию их мыслительной деятельности!

Если вы хорошо учились в школе по анатомии, то помните, о том, что головной мозг человека устроен так, что зоны, отвечающие за мышление и развитие движений рук, находятся рядом. Таким образом, играя в тактильные игры, ребёнок развивает и своё мышление!

Тактильная игра «Отгадайте, что это?»

Ребёнок-ведущий засовывает руку в мешочек, наполненный разнообразными предметами, не обязательно часто встречающимися ребёнку. Это могут быть: как кубик, мячик, так и шахматная фигура, шашка, зеркальце, бутылочка из-под штриха, клей-карандаш, клей в тюбике, коробочка со скрепками, пакетик чая, маленькая индивидуальная упаковка сахарного песка, ластик, степлер (без скрепок, для безопасности), пилочка для ногтей, тюбик губной помады, игрушка из киндер-сюрприза и т. п.

Задача ребёнка: узнать, наощупь выбрать в мешочке любой предмет, затем, поняв, что это такое, описать предмет всем присутствующим, не называя его. Задача детей – отгадать предмет.

Тактильная игра «Сколько?»           

В непрозрачную коробку кладутся мелкие предметы количеством от одного до десяти. Ведущий (воспитатель) знает их точное количество. Ребёнок засовывает в коробку руку (можно сделать для этого в крышке коробки специальное отверстие) и, не глядя, пересчитывает их. Затем он говорит количество предметов. Если ответ верный, перед следующим игроком ведущий меняет количество предметов в коробке. Если сосчитано было неверно, в игру вступает следующий ребёнок, и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Предметы могут быть как одинаковые – фасолины, бусины большого размера, так и разные.

 

Ведущий (сначала это может быть воспитатель, а потом и дети) даёт задание найти кружочки, похожие по фактуре на: шубку, кошку, зиму, холодильник, мягкую игрушку, шубу Деда Мороза и т. п.

Тактильная игра «Непохожие кружки»

Игру можно проводить с надетой на глаза повязкой. Задание для играющих: собрать кружочки по парам так, чтобы в каждой паре были кружочки, отличные друг от друга.

Тактильная игра «Правильно-неправильно»

Игра проводится в парах. Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру, как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный. Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по игре.

Тактильная игра «Что такого же цвета?»

Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для игр на восприятие цвета и развитие мышления.

Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу, а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.

Тактильная игра «Как это словами?»

Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения, какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно больше ощущений.

Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.

Тактильная игра «Одним пальцем»

Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно, засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание, или в парах, тоже на скорость и точность.

Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к ним разными пальцами.

Тактильная игра «Отгадай не руками»

Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом, локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.

 

Author: Andrei Sorokin

Share This Post On