Пойте детям! (Консультация)

poite_detym

(Консультация для родителей)

«Баю – баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою …». Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку.

Малыш не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиение матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет осваивать этот мир сам.

Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире.

Висит колыбель
На высоком крюку.
Крюк золотой
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.

В колыбельных песнях этого типа, утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку нужно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край»:

Баю – баюшки-баю,
Не ложись на краю.
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок,
И потащит в лесок,
И положит под кусток.

Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели собственный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через «край», познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.

Когда ребенок становится старше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы войти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, и растить собственных детей.

Таким образом, колыбельная дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят.

На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желания жить вопреки невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир. А как важна привычка постоянного общения с матерью! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет, в такие минуты общения, к нежной песне присоединяется и рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить ему голову на плечо.

 

poite_detym_1